Маркетплейсы наносят ответный удар

Обновлено в 20:32

Сооснователь Wildberries Татьяна Ким написала открытое письмо Центробанку, правительству, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации. Его опубликовал «Коммерсантъ».

Как напоминает Татьяна Ким, недавно глава Сбербанка Греф заявил, что маркетплейсы недоплатили налогов на 1,5 трлн рублей, но позже банк объяснил, что речь шла о налогах, которые якобы будут упущены из-за «налогового арбитража» продавцов на маркетплейсах, применяющих спецрежимы.

«Мол, крупные бизнесы платят НДС, а малые — работают по упрощенной схеме. Так малые и средние предприниматели, легально применяющие специальный налоговый режим, стали вдруг в представлениях «Сбера» преступниками», — пишет Ким.

Что касается основной претензии крупных банков, которые просят запретить давать скидки при оплате покупок картами маркетплейсов, Ким напоминает: банки тоже могут давать выгоду по своим картам — например, кешбэк.

«Однако мы не видим у большинства банков желания инвестировать в кешбэк за покупки на маркетплейсах. Ведь, по сути, они будут инвестировать в рост оборотов нашей платформы. А у многих банков есть свои собственные экосистемные маркетплейсы и онлайн-магазины», — продолжает она. Таким образом, тезис о невозможности равноправной борьбы разбивается о фактическое наличие у банков собственных торговых платформ.

Основательница Wildberries уверена: банками движет желание снизить собственные затраты на кешбэк и бонусы, сохранить комиссионные доходы и избавиться от конкурентов.

Одновременно письмо главе ЦБ Эльвире Набиуллиной направили шесть объединений предпринимателей: Союз интернет-торговли, Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», Региональный общественный центр интернет-технологий, Ассоциация представителей электронной торговли, Федеральное общество сетевой торговли и Ассоциация участников рынка электронной коммерции.

Они просят не запрещать маркетплейсам устанавливать скидки на товары в зависимости от способа оплаты, так как под видом «равного доступа» банки пытаются ограничить маркетплейсы, что приведет к ущербу для бизнеса. По их словам, селлеры регулярно сталкиваются со сложностями в получении финансирования от крупных банков. А финансовые организации маркетплейсов для многих — единственный способ получить деньги на развитие.

Аргументы Ким комментирует владелец и руководитель сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» и сети «Иголочка» Борис Кац:

Услышав Бориса Каца в эфире Бизнес ФМ, ему решил ответить Максим Шмельков, владелец компании МadHIFI, которая продает аудио- и видеотехнику Hi-Fi и High-End:

Конфликт между крупнейшими банками и маркетплейсами вышел в публичное поле на прошлой неделе. Дискуссию об инвестициях маркетплейсов в цену товаров начали «Сбер», ВТБ, Т-Банк, Альфа-Банк и Совкомбанк. Они направили письмо в Госдуму, заявив, что выступают за скидки на маркетплейсах, но связывание их с конкретным платежным инструментом «сужает выбор и может вводить людей в заблуждение».

Речь о том, что покупатель, оплачивая товар на маркетплейсе с помощью финансовых инструментов самих площадок, например карты Ozon или «Яндекс Пэй», как правило, экономит от одного до нескольких сотен рублей.

Банки поддержала глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она направила письмо главе Минэкономики Максиму Решетникову, предложив запретить маркетплейсам устанавливать скидки на товары в зависимости от способа оплаты.

В Минэкономразвития сказали, что предложения из письма ЦБ прорабатываются, а в нынешней редакции закона «О платформенной экономике» уже есть возможность регулировать скидки на платформах.

Гендиректор Smart Engines Владимир Арлазаров о слабостях ChatGPTГендиректор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко о гражданских дронахВладелец «Леонардо» Борис Кац о маркетплейсах и будущем офлайн-ретейлаНужно ли ограничить наценку ретейлеров на продукты? Дебаты на Бизнес ФМГендиректор «Байкал электроникс» Андрей Евдокимов о российских технологиях Управляющий директор RWB Media Борис Пешняк о росте ретейл-рекламы в России

Почему Татьяна Ким решила ответить на претензии в форме открытого письма? Рассуждает колумнист BFM.ru Семен Новопрудский:

Яна Лантратова, депутат Госдумы, председатель комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, к примеру, отмечает, что маркетплейсы предлагают людям, проживающим в небольших населенных пунктах, по более низким ценам огромный ассортимент товаров, который был им недоступен ранее, — в их поселках может не быть отделения банка, ТЦ или магазина. Поэтому следует хорошо подумать, прежде чем решать вопрос в пользу банков, так как это может ударить по множеству обычных людей.

И действительно, почти 80% россиян, опрошенных ВЦИОМ, уверены, что запрет скидок приведет к росту цен на маркетплейсах. Почти две трети россиян — 64% — воспринимают инициативу как несправедливую, сказано в результатах исследования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий