Либерализация цен, переход к свободной торговле

Застойная ситуация в экономике России к началу 1990-х годов только усугублялась. Проводимые политические преобразования не были направлены на радикальное реформирование экономических отношений. О том, какие действия руководства страны привели к рекордной инфляции, но позволили избежать голода рассказывает в сто пятьдесят шестом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.

Распад СССР отрицательно сказался на экономических связях между республиками, на межхозяйственной кооперации. Это больно ударило по всем постсоветским республикам, включая РСФСР. 

Падение производства продолжалось и дошло до критических отметок. Это, в свою очередь, значительно увеличило дефицит различных товаров, список которых возрастал ежемесячно. Соотношение денежной массы и товаров достигло уровня три к одному.

Соответственно, с полок магазинов сметалось всё. Население естественно стремилось реализовать свои обесценивавшиеся с каждым днем дензнаки и раскупало всё, что еще было в продаже. Никаким преувеличением не является для того времени определение — «в магазинах были пустые полки».

Такое господство дефицита сложилось не единовременно. Список дефицитных товаров нарастал годами и даже десятилетиями. Виной всему этому были фиксированные государством цены. Это создавало большой перекос в затратах производителя и его доходах. Отсюда появлялись всё в большем числе невыгодные товары и даже убыточные. 

Государство в принципе было не в состоянии устанавливать «справедливые» цены, они могут определяться только рынком. Экономистам эта аксиома была известна давно. Обсуждение среди высшего руководства страны о возможности перехода к свободным ценам началось еще до распада СССР. Так, 3 ноября 1989 г. глава правительства СССР Н. Рыжков заявил на заседании Политбюро ЦК КПСС, что продовольственная проблема в стране не будет решена, «если к 1991 году не подойдём к свободным ценам».

Производителям было невыгодно продавать свои товары по низким фиксированным ценам, при том, что на полученные бумажные деньги они не могли купить себе необходимое для производства опять же из-за тотального дефицита. 

Намного рациональнее было обменивать свою продукцию напрямую с другим производителем путем прямого товарообмена — бартера. Деньги как таковые перестали выполнять функцию всеобщего эквивалента. Сельское хозяйство было тоже в числе таких производителей и тормозило продажу продуктов также из-за незаинтересованности в получении дензнаков, которые невозможно было «отоварить». 

Сельхозпроизводители не могли устроить бартер с каждым потребителем продуктов. Поэтому нехватка продуктов и выступила на первый план из целого фронта проблем. Причем речь шла не о каком-либо широком продуктовом ассортименте — нет, грозила нехватка самого насущного — хлеба. В столицах и ряде крупных городов запас муки был ниже всяких минимальных показателей — на несколько дней. А подвоз сокращался с каждой неделей.

Складывалось, таким образом, положение, похожее на ситуацию в России 1917–1918 гг., когда деревня отказалась везти хлеб в город, так как на вырученные деньги крестьяне не могли купить промышленные товары. 

Тогда проблема решалась насильственным способом: в деревню были отправлены вооруженные продовольственные отряды. Была сформирована целая Продармия.

Другим вариантом выхода из острейшего продовольственного кризиса оставался отказ от государственного регулирования в области ценообразования и переход к свободным ценам, устанавливаемым самими производителями. 

Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Б. Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение о свободных ценах встретило безоговорочную поддержку съезда (878 голосов «за», и только 16 «против»).

3 декабря 1991 г. вышел Указ президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Затем 19 декабря 1991 г. было подписано Постановление правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен». 

Согласно этим документам, 90% розничных цен и 80% оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. Контроль за уровнем цен оставался за государством только на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг: хлеб, молоко, общественный транспорт и т.п. 

Но возможности центральной власти были совершенно недостаточны в части контроля за ценами. И, кроме того, ограничение цен на эти продукты привело к тому, что они просто не появились на прилавках магазинов по тем же указанным выше причинам. И в марте 1992 года эти ограничения были отменены.

По данным Росстата только за январь 1992 года цены выросли в целом на 245,3%. По отдельным товарам за один день 2 января 1992 года цены на мясо выросли в 3–10 раз, на масло — в 2,5–20 раз, на молоко — до 10 раз, на яйца — в 6–8 раз, на сахар — в 3–3,5 раза. 

Это было серьезным шоком для граждан. Но продукты появились. Тут же было принято решение о либерализации зарплат, так как по прежним зарплатам продукты были недоступны большинству покупателей. 

По заключениям экспертов «главное, чего удалось добиться в результате первых шагов экономических реформ — преодолеть товарный дефицит и отвести от страны угрозу надвигающегося голода зимой 1991–1992 года, а также обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля». 

Но эти меры породили гиперинфляцию: началась гонка между ценами и зарплатами. Цены менялись ежедневно, а порой и несколько раз в день. Инфляция в России по итогам 1992 г. составила 2 600%, т.е. цены за год выросли в 25–26 раз. Печальным последствием явилось почти полное обнуление вкладов населения в Сберкассах. 

Следующим шагом в проведении радикальных реформ в экономике был Указ Президента РФ «О свободе торговли» № 65 от 29 января 1992 г.

Согласно Указу, предприятиям и гражданам разрешалось осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Граждане освобождались от уплаты таможенных пошлин при ввозе продукции из-за рубежа. 

Торговля разрешалась в местах, отведённых органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений. 

Эта мера также была потрясающей для носителей правосознания советского образца. Ведь при советской власти любая несанкционированная торговля товарами, даже бывшими в употреблении, рассматривалась как фарцовка и спекуляция, как преступление, за которое УК РСФСР предусматривал суровое наказание. Товарообмен между гражданами, имевшими что-то лишнее, был почти невозможен. Тем более под запретом был торговый бизнес как профессия.

Места для свободной «народной» торговли нашлись повсюду: на площадях, бульварах, вдоль трасс, у остановок транспорта, перед магазинами, в подземных переходах. Лотки ставили в холлах кинотеатров, учреждений, больниц и вузов, в аренду брались торговые места на рынках и секции прежних универмагов. Под магазины-лавки годились любые полуподвалы, павильоны, ларьки. Мелкая торговля захватила стадионы и Дворцы спорта.

Таким образом, эти радикальные меры привели к тому, что угроза катастрофы в снабжении населения продуктами и товарами была ликвидирована. С лета 1992 г. значительно замедлились темпы инфляции. Эпоха тотального дефицита в России закончилась. 

Продолжение читайте на сайте 25 ноября

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: