О причинах неудачи программы «шоковой терапии» и затягивании процесса перехода к рынку рассказывает в сто пятьдесят девятом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Распад СССР резко ухудшил положение экономики России. Обвальное «бегство» республик от союзного Центра после попытки государственного переворота в августе 1991 года окончательно похоронило надежды на реализацию хотя бы какого-нибудь плана стабилизации экономики СССР.
Возможности государства сохранять объемы промышленного производства и уровень государственных поставок стремительно сокращались. Для выхода из глубокого кризиса, который многими расценивался как катастрофа, уже не подходили разрабатывавшиеся программы реформ для постепенного перехода к рынку. Времени для их реализации не было. Теперь требовались радикальные «пожарные» меры преобразования экономики. Для этого нужно было сформировать такое правительство, которое бы рискнуло осуществить крайне непопулярные, но необходимые меры.
Длительное время не получалось подобрать кандидатуры на руководство «кабинетом реформ». Заведомо предполагалось, что те министры, которые возьмутся реализовывать нужные, но болезненные реформы, будут буквально прокляты народом и войдут в историю как резко отрицательные персонажи. В газетах будущее правительство пророчески называли собранием «камикадзе».
И тогда народные депутаты РСФСР, исходя из крайне критической ситуации, решениями своего пятого съезда предоставили самому Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину сроком до 1 декабря 1992 года чрезвычайные полномочия в области экономической политики.
Были приняты постановления съезда от 1 ноября 1991 года «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» и «О правовом обеспечении экономической реформы». Глава государства получил право возглавлять правительство и самостоятельно решать вопросы организации органов исполнительной власти, а также издавать указы, имеющие силу законов в области экономической реформы в РСФСР.
© РИА Новости. , Александр Макаров
6 ноября заместителем председателя Правительства РСФСР по вопросам экономической политики был назначен руководитель независимого Института экономической политики АН СССР Егор Тимурович Гайдар. Как убежденный «рыночник» он был готов к проведению «шоковой терапии», будучи уверенным в том, что других вариантов выхода из глубочайшего кризиса для России уже не существовало. 11 ноября он назначается министром экономики и финансов РСФСР.
Гайдар уже с сентября 1991 года целенаправленно работал со своей командой над программой радикальных преобразований. В «правительство реформ» вошли Г.Э. Бурбулис, А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс, М.Н. Полторанин, П.О. Авен и другие.
На одном из первых заседаний нового правительства по предложению Гайдара члены правительства отказались от привилегий и приняли на себя обязательства не допускать конфликта интересов в своей работе, в частности не заниматься никакой коммерческой деятельностью, не участвовать в приватизации, не улучшать жилищные условия за счёт государства и предоставить декларацию о доходах.
И в самом начале 1992 года эти реформы начали реализовываться. Состоялась либерализация цен и была объявлена свобода торговли.
Скачок цен в 26 раз за год и был самым болезненным шоком для населения. Терапевтический же эффект поначалу проявился лишь в виде заполнившихся прилавков магазинов и лавочек, но по недоступным ценам.
Предприятия же оказались в еще более трудном положении, чем до этого. Пытаясь притормозить инфляцию правительство ограничивало их в субсидиях. У администрации предприятий было недостаточно средств для оплаты труда работников. Задержки зарплат стали обычным явлением. А на фоне резко возросших цен на продукты питания эти задержки ставили большие слои населения в совершенно отчаянное положение.
Для многих семей во весь рост вставала проблема элементарного выживания. Естественно, реакция граждан на нововведения была отрицательной. Эти настроения отразились и в среде народных депутатов: избиратели требовали от них принять меры по выходу из тяжелой ситуации.
© РИА Новости. , Владимир Вяткин
В Верховном Совете России сложилась оппозиция радикальным реформам, которую возглавил сам председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов. Уже 13 января 1992 года спикер заявил, что Верховному Совету следует «или предложить президенту сменить практически недееспособное правительство России, или, в соответствии с конституционным правом, самому сменить это правительство».
6 апреля 1992 года открылся VI Съезд народных депутатов России, на котором произошло первое прямое столкновение парламента с правительством. 11 апреля 1992 года Съезд принимает постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором говорится об усугублении кризиса в экономике, спаде производства, падении уровня жизни. В постановлении содержалось требование немедленной отставки правительства.
В ответ Гайдар 13 апреля от имени правительства делает заявление об отставке. Оппозиция делает вывод о том, что отставка правительства в этот напряжённейший момент может привести уже к настоящей катастрофе.
Стороны идут на компромисс. Съезд соглашается на уступки: правительству дают время для продолжения реформы, подтверждается курс на переход к рыночной экономике. Из правительства выводят Геннадия Бурбулиса, а вице-премьером становится Гайдар.
Однако противоречия между Верховным Советом и правительством реформ сохраняются. Главным из них выступает вопрос об объеме финансовой поддержки предприятий. В особенно тяжелом положении оказались те заводы и фабрики, которые выпускали продукцию, не пользовавшуюся спросом. Действительно, часто это была продукция низкого качества и с высокой себестоимостью.
Необходимо было быстро перестраивать производство, чтобы отвечать запросам рынка. Однако многие из директоров предпочитали «выбивать» у государства дополнительное финансирование, продолжая заполнять склады нереализованной продукции. При этом они апеллировали к тому, что быстрая переналадка производства якобы невозможна, а зарплату платить рабочим нужно.
Гайдар в этом отношении занимал твердые позиции: финансирование нерентабельных предприятий, производящих ненужную продукцию, только затягивает кризис и препятствует переходу к настоящему рынку.
Но Верховный Совет продолжал принимать постановления, увеличивавшие бюджетные расходы, что подрывало усилия правительства по бюджетной стабилизации и борьбе с инфляцией.
Осенью правительство вновь подвергалось критике со стороны парламента с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.
На это реформаторы не могли пойти. И тогда в декабре 1992 года на VII Съезде народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. Главой правительства был утвержден Виктор Черномырдин, а Гайдара отправили в отставку.
Отставка Гайдара привела к замедлению темпов преобразований экономики. Правительство Черномырдина занимало более «щадящую» политику по отношению к убыточным предприятиям, продолжая их финансово «поддерживать». Следствием этого явилось то, что болезненный период реформирования экономики и перехода к рынку затянулся во времени.
Продолжение читайте на сайте 16 декабря