В ЦБ рассказали, как открыть доступ к счетам, которые банки заблокировали по подозрению в мошенничестве. Но предупредили, что получится это далеко не у всех. На практике это пока не выходит даже у тех граждан, у которых не должно было возникнуть никаких проблем с реабилитацией.
Директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров заявил, что регулятор ежедневно получает около тысячи жалоб от граждан, столкнувшихся с блокировками. В основном это молодые люди от 15 до 24 лет. Он отметил, что есть случаи необоснованных включений в базу, но большинство заблокированных останутся в списке. Потому что заслужили.
Для тех, кто попал под блокировку случайно, в ЦБ разработали механизм реабилитации. Для начала пострадавший должен обратиться в ЦБ, и там ему наконец-то скажут, где были похищены деньги, куда они были переведены, назовут номер уголовного дела и отделение МВД, которое его расследует. Далее гражданин должен связаться с конкретным следователем по этому делу и через него подтвердить свою непричастность к преступлению. Затем МВД отправляет письмо в ЦБ, после чего счет может быть разблокирован. Это уже огромный шаг вперед, потому что до сих пор люди, чьи счета были заблокированы месяцами, не могли понять почему. Теперь им расскажут.
Вопрос — что это даст на практике? Мы давно следим за судьбой целого списка россиян, чьи счета были внезапно заблокированы, как правило, из-за каких-то операций с криптой. И так получилось, что некоторые из них, не дожидаясь появления механизма реабилитации от ЦБ, сами нашли истину. Московский предприниматель Давид за несколько месяцев страданий написал 20 обращений в ЦБ и 85 обращений в МВД по каждому региону страны:
При этом в своем запросе в Пермь Давид написал, что готов приехать, но его там до сих пор не ждут. Технолог-консультант по планетариям Андрей успел продвинуться дальше. Ответ от МВД у него есть. Но это пока тоже не помогло:
Механизм реабилитации от ЦБ заработал с 1 декабря. Бизнес ФМ попросила Банк России прокомментировать ситуацию, в которой оказались наши герои, успевшие уже самостоятельно выяснить, где начались их беды, и сориентировать их по срокам разблокировки счетов. В ответ в ЦБ заявили, что все сроки прописаны на сайте, а нашим слушателям регулятор посоветовал повторно обратиться в ЦБ с учетом того, что механизм реабилитации заработал совсем недавно.